наружная реклама и широкоформатная печать

На все «головы» мастера

Игорь Кистенев
Трудно не удивляться многообразию применения широкоформатных струйных принтеров — от цветовых и спусковых полиграфических проб до наружной рекламы и репродукций картин.

Расцвет рынка широкоформатной печати продолжается. По данным экспертного совета Российской ассоциации рекламных агентств, только объём сегмента наружной рекламы составил по итогам трёх кварталов 2003 г. 375 млн долл., что на 30% превышает прошлогодний показатель.

Спектр устройств струйной печати чрезвычайно широк. Отдельную нишу занимают «сверхширокоформатники», выпускающие продукцию для наружного использования. Существует семейство принтеров для лазерной фотопечати, ориентированных на фотографические салоны. Всё активнее развивается печать по твёрдым поверхностям — к выпуску планшетных струйных принтеров приобщается всё больше производителей. Огромные перспективы открывают перед рекламной, сувенирной и текстильной промышленностью принтеры для печати на тканевых основах.

Не менее интересен и разнообразен рынок универсальных и полиграфических струйных принтеров с шириной печати до 2 метров (начиная с формата А0), описанию возможностей которых и основных сфер применения посвящена данная статья.

От «А» до «Я»

Многообразие моделей и рост интереса ко всем ипостасям струйных широкоформатных принтеров заставили отказаться от традиционного узкого подхода и включить в обзор почти все присутствующие на российском рынке аппараты указанной категории. Не рассматривались лишь специализированные устройства для текстильной печати (см. «Справочник покупателя» в Publish № 10, 2002) и планшетные принтеры . В итоговый, впечатляющий список (см. сводную таблицу) вошли модели 18 производителей: Agfa, Canon, Creo, DGI, Encad Inc., A Kodak Company, Epson, Fey Yeung Union, Hewlett-Packard, MacDermid ColorSpan, Mimaki, Mutoh, Océ, Roland, ScitexVision, Seiko I Infotech, Vutek и Xerox. Таблица наглядно демонстрирует начавшееся на рынке печатной продукции пересечение сфер влияния элитной промышленной техники и менее производительных аппаратов «лёгкого класса» (выполненных по так называемой «мостовой схеме»), создающих изображения аналогичного качества.

Победителей не будет?

Процесс сближения двусторонен: гранды «сверхширокоформатки» выпускают мощные системы для «сити-формата» (120х180 см), высокого разрешения, с увеличенным числом цветов (только что анонсированные ScitexVision Turbojet и Vutek UltraVu 150, серия аппаратов Vutek PressVu UV), а поставщики «лёгких» плоттеров предлагают высокопроизводительные гибкие системы, хотя и уступающие по скорости печати и уровню технологического оснащения — Hewlett-Packard DesignJet 5500/5500ps, MacDermid ColorSpan DisplayMaker X12, Mutoh Toucan NX-Pro 64-6 (все со скоростью более 50 м²/ч в производительном режиме и набором цветов не менее шести).

Звучавшие год назад прогнозы, что сверхширокоформатная печать «убьёт» бизнес небольших печатных салонов, оснащённых более лёгкой техникой, пока не сбылись. Наоборот, в беседе с представителем одного из ведущих производителей «тяжёлых» машин автор услышал обратное: конкуренция со стороны «слабаков» усиливается, разделение рынка на технологические сегменты, ранее бывшее очень чётким, отчасти сглаживается.

К тому же сверхширокоформатная печать штурмует рынок, где ранее доминировали трафаретная печать и крупноформатный офсет.

Правда, проходят эти процессы на рынке рекламной продукции. «Лёгкие» универсальные аппараты с высоким разрешением и широким цветовым охватом доминируют в прикладной полиграфии (выпуск пробных отпечатков, чертежей упаковки и макетов) и сфере художественной печати (репродукции картин, фотографии, элитная интерьерная графика).

Немного о технологиях

Рассматриваемые принтеры делятся на два лагеря — термоструйной и пьезоэлектрической печати. Хотя обе технологии универсальны, у последней есть монопольная область — печать на сольвентных (solvent), экосольвентных (eco-solvent), сублимационных и различных «экзотических» чернилах для текстильных материалов.

Была у неё до сих пор и другая особенность — существенно больший ресурс работы печатающих головок (двух модификаций для двух типов чернил). Но W7200 и W8200 от Canon доказали, что термоструйные «головы» ничем не хуже. Хотя точного значения ресурса в миллилитрах узнать не удалось, производитель заявляет о сравнимости со сроком жизни плоттера. Об этом косвенно свидетельствует и стоимость головок.

Вне всяких сомнений, замерла перед большим прыжком Hewlett-Packard, отрабатывающая новые решения в принтерах потребительского и бизнес-классов, где уже устанавливаются печатающие головки с частотой выброса капель 36 кГц. Апробируются следующие поколения технологии многослойного наложения капель PhotoRet (в Designjet 5500 реализована версия PhotoRet III).

В конкурирующем лагере тон задают Epson, Xaar и Spectra. На базе технологий первой построено много аппаратов «лёгкого» класса (в т. ч. Mutoh и Mimaki). Головки Xaar используются в сольвентных принтерах DGI, Fey Yeung Union, Océ Rijgang (речь идёт о представленных в обзоре моделях). Печатающие «головы» Spectra промышленного класса — в устройствах Mutoh Toucan, Scitex-Vision и Vutek.

Большой успех сопровождает разработки Epson, сумевшей с помощью управления размером мениска капли создать головки, формирующие капли шести размеров (в обоих включённых в таблицу аппаратах).

Очередное пополнение

Технологическая экспансия нарастает. Ежегодно каждый производитель считает своим долгом представить на рынок новые аппараты. И на этот раз список впечатляет: Agfa Sherpa 44m, Canon W8200D/P, VinilJet от Encad Inc., A Kodak Company, DisplayMaker 72s Gator от MacDermid ColorSpan, сразу три аппарата от Mutoh — Toucan NX-Pro 64-6, Toucan Hybrid, Rockhopper II, обновлённая серия SolJet Pro II EX и аппарат Hi-Fi Jet Pro II с шириной 1879 мм от Roland, а также новинки ScitexVision и Vutek. Характерно, что большинство анонсированных моделей работает на сольвентных или экосольвентных чернилах, созданных на базе растворителей различной интенсивности, т. е. ориентированных на наружную рекламу.

Одна из ключевых характеристик современных плоттеров — универсальность. Учитывая это, в сводную таблицу добавлена графа, отражающая число «профессий» каждого.

Полиграфия

В этой сфере на плоттер возложены две основные задачи — вывод спусковых или цветовых проб. В первом случае ключевыми показателями являются высокая скорость печати, механическая точность и поддержка соответствующим ПО. Как рассказал Павел Ерёмин, начальник информационно-технической службы компании «Линия График», на их выбор HP Designjet 5500 для спусковой пробы повлияло то, что, помимо одной из самых высоких скоростей печати, аппарат входит в число внешних устройств спусковой пробы, поддерживаемых растровым процессором Heidelberg Delta Technology, обслуживающим ФНА Primesetter 102 в их типографии. Во втором случае к факторам выбора добавляется уровень исполнения системы управления цветом и цветовыми профилями, их создания и редактирования.

Сразу выделим аппараты Agfa и Creo, активно продвигаемые в качестве цветопроб. Этому способствует и мощное ПО — Agfa Apogee PDF Proofer RIP и Creo Color Proof Controller для аппарата Integris, построенного на базе Epson Stylus Pro 9600. Оба пакета используют вычислительную мощь систем управления полиграфическим процессом Agfa Apogee и Creo Brisque — лидеров на рынке систем управления техпроцессом. Дополнительное преимущество — создание двухсторонних пробных отпечатков на принтере Agfa SherpaMatic, оснащённом устройством переворота и контроля совмещения отпечатков.

Отлично известны цветопробные решения на базе принтеров Canon, Epson и Hewlett-Packard, при условии их работы с растровыми процессорами фирм Best (недавно приобретённой компанией EFI) и Onyx Graphics. Оба пакета обеспечивают поддержку почти всем рассматриваемым принтерам, работающим с чернилами на базе растворимых красителей (dye) и пигментными (pigment), представляющими собой мелкодисперсную взвесь красящего пигмента.

Первый вариант пока популярнее, поскольку цветовой охват водорастворимых чернил традиционно шире. Но ситуация меняется. Одна из первых ласточек — Epson Stylus Pro 9600 с пигментными чернилами UltraChrome, включающими два оттенка чёрного (матовый и светлый). Также рекомендуют для цветопроб свой принтер W8200P разработчики из Canon, обосновывая это высокой стабильностью цвета отпечатков в течение времени.

Благодаря программной поддержке, цветопробные решения успешно формируются на базе принтеров Encad Inc., A Kodak Company, MacDermid ColorSpan, Mutoh, Roland и Xerox. Только что анонсирована система Big Color Proof — результат альянса MacDermid ColorSpan и Onyx Graphics.

Наружная и интерьерная реклама

Список аппаратов, нацеленных на печать рекламной продукции, заметно шире. Правда, мы расстаёмся с плоттером Creo, «заточенном» исключительно на полиграфические задачи. Требования к RIP уже не столь жёстки (обработка специализированных форматов Scitex CT/LW, поддержка удалённой цветопробы или полиграфического стандарта JDF могут не потребоваться), но резко возрастает спрос на производительность и стойкость отпечатков.

Лидируют ScitexVision Turbojet Classic (400 м²/ч в производительном режиме) и Vutek PressVu UV 180/360 EC (102 м²/ч в аналогичном режиме). Чуть-чуть отстаёт Mutoh Toucan NX-Pro 64-6 (80,3 м²/ч). Машины ScitexVision Turbojet отличает барабанная схема печати: автоматически отрезаемый от рулона лист закрепляется на барабане, вращающемся относительно медленно «плывущего» вдоль него «моста» с блоком печатающих головок.

Эти аппараты работают на сольвентных (ScitexVision Turbojet, Vutek UltraVu 150, Mutoh Toucan) или УФ-отверждаемых чернилах (PressVu UV), чрезвычайно стойких к атмосферным, механическим воздействиям и солнечным лучам. Особенность последнего типа — мгновенное отверждение в УФ-лучах, в результате чего на поверхности материала формируется прочная «корочка».

Как рассказал Георгий Харгиянов, генеральный директор компании LBL, где установлен Pressjet II — непосредственный предшественник Turbojet, — на принтере выпускается продукция главным образом для внешнего использования (около 70%).

Максимальное повышение стойкости отпечатков — сложная задача, зависящая от характеристик чернил, носителя, параметров печати. Хороший пример комплексного решения — принтер Océ Arizona 180, детище сразу двух фирм — Océ (изготовитель) и 3M (поставщик чернил).

Для обеспечения стойкости все сольвентные аппараты оснащены системами сушки отпечатков. В «лёгких» моделях это системы подогрева стола или обдува отпечатков горячим воздухом (см. таблицу), в «тяжёлых» — мощная технологическая цепочка подогрева стола, предварительной и завершающей воздушной, ИК- или комбинированной сушек.

Фотопечать для «наружки»

Поскольку требования к цветовому охвату в «наружке» порой невысоки, большим спросом пользуются 4-цветные сольвентные принтеры: DGI (400 dpi), серия Infinity от Fey Yeung Union (400 dpi), DisplayMaker 72s Gator от MacDermid ColorSpan (600 dpi), Mutoh Toucan NX-Pro 64-4 (360х720 dpi), Rijgang Flora 1808 (360 dpi).

По словам Андрея Васильева, исполнительного директора «Принт-Медиа-Групп», где установлен 4-цветный Toucan, его цветовой гаммы достаточно для выполнения поступающих заказов. И покупку 6-цветного принтера они не планируют, поскольку 90% работ — плакаты для наружной рекламы. Скорость же печати достаточно высока — 37,7 м²/ч в производительном режиме.

Вместе с тем, изображения с отлично переданными полутонами всё чаще появляются на улицах, что вряд ли вызовет у кого-то сожаление. И неудивительно, многие из представленных в сводной таблице принтеров на сольвентных чернилах — 6-цветные, использующие светлые голубой и пурпурный цвета (Light Cyan, Light Magenta). Это JV4S, JV3-160S и JV2 Solvent от дистрибьюторов Mimaki, Toucan NX-Pro 64-6 и Toucan Hybrid от Mutoh, все Arizona (продаваемые под маркой Océ, после покупки ею компании Raster Graphics), ScitexVision Turbojet Supreme и модели Vutek (кроме UltraVu 150 FC). Заметно увеличилось и разрешение — в аппаратах Mimaki, например, оно достигает 1440 dpi.

Кардинальное улучшение технических характеристик принтеров для наружной рекламы расширило их позиционирование — правилом, а не исключением стала печать интерьерных сюжетов. Мощный аппарат Vutek PressVu UV 180/600, помимо прочего, теперь продвигается и как устройство для качественной фотопечати.

Стойкость изображений, созданных сольвентными чернилами на виниловых носителях (типичных для этого вида печати), имеет неприятную сторону — резкий запах растворителя, избавиться от которого трудно даже при мощной вытяжной системе вентиляции. На помощь приходят аппараты на экосольвентных чернилах, более дружелюбные к своим «работодателям». Эту категорию представляют принтеры Mutoh Rockhopper и серия SolJet Pro II EX от Roland. Последние интересны тем, что теперь оснащены системой подогрева носителя (что улучшает соединение чернил с виниловым материалом) и новыми, более стойкими экосольвентными чернилами. Аналогичный анонс сделала Mutoh, сообщив о начале поставок чернил Eco-Solvent Plus для своих аппаратов Rockhopper. В результате, говорят производители, стойкость оттисков экосольвентных аппаратов теперь такова, что конкурирует с «настоящими» сольвентными машинами.

Очень интересный аппарат VinilJet только что представила Encad Inc., A Kodak Company. Печать по виниловым материалам для наружной рекламы здесь производится водными неагрессивными чернилами, подробная информация о которых пока отсутствует. Технология нанесения изображения схожа с системой печати многих сольвентных и экосольвентных принтеров — предварительный нагрев винилового полотна (однако присутствующий не во всех аппаратах), нанесение чернил и последующая сушка, роль которой выполняют инфракрасные лампы (как в плоттерах NovaJet серии 800 той же фирмы).

Что же касается новинки Mutoh Toucan Hybrid, то эта сольвентная машина способна печатать на твёрдых материалах толщиной до 90 мм.

Портрет в интерьере

Универсальность «широкоформатников», работающих с пигментными чернилами и чернилами на водорастворимых красителях, резко возрастает. Существенно расширяется диапазон запечатываемых материалов: от самых ходовых — к фотобумаге, специальным носителям для печати произведений искусства (акварельная, различные холсты), синтетическим тканям, различным «самоклейкам».

Ещё большее значение приобретает цветовой охват, в первую очередь определяемый набором чернил. Как рассказал Олег Михайлов, технический директор компании «Мобильные выставочные технологии», приобретение Epson Stylus Pro 9600, где используется два дополнительных чёрных, резко подняло качество продукции — выставочных фотостендов, которые посетители рассматривают отнюдь не только издалека. «Теперь, – говорит он, – мы печатаем «настоящие» глубокие полутона, избавившись от ранее присущей им «серости». Применяемые же принтером пигментные чернила дают возможность выпускать высококачественную наружную рекламу».

Не имеют аналогов 12-цветные аппараты MacDermid ColorSpan. И без того богатый цветовой набор чернил на растворимых красителях в этом году расширился четырьмя оттенками чёрного — Light Black, Dark Black, Medium/Light Black, Medium Black. А для DisplayMaker X12 растровый процессор ColorMark поддерживает уникальную функцию — создание собственных цветовых наборов. Пользователю разрешено подключать к 12-ти печатающим головкам произвольный набор чернильных картриджей из имеющихся 16-ти разновидностей.

Для повышения производительности в аппаратах «лёгкого» класса используются двойные наборы печатающих головок и картриджей. Это осуществимо в 8- и 12-головочных принтерах Agfa, Encad Inс., A Kodak Company, MacDermid ColorSpan, Mutoh, Mimaki (аналогичен потенциал «тяжёлых» машин Vutek PressVu UV). Данная схема позволяет иметь «два принтера в одном» — при одновременной установке двух наборов чернил, подключённых к разным наборам головок, один из которых работает.

Заметно помогает технология дублирования чернильных магистралей (аппараты NovaJet от Encad Inc., A Kodak Company, плоттеры Mimaki JV4, Roland), ускоряющая процесс перехода с одного типа чернил на другой (экономится время на промывку магистралей). Важны удобство и степень оперативности такого перехода (который в некоторых аппаратах вообще не допускается).

Как рассказал Павел Ерёмин, в HP Designjet 5500/5500ps нужно заменить комплект чернильных магистралей, картриджей и головок, на время поместив неиспользуемый в герметичную упаковку. При этом никакой промывки не требуется.

Существенно для оперативной интерьерной и наружной рекламы время высыхания отпечатка, его готовности к ламинированию. В этих целях ряд аппаратов снабжается тепловыми воздушными сушками (VinilJet, NovaJet 880, NovaJet 850, NovaJet 750 от Encad Inc., A Kodak Company, аппараты DisplayMaker и Esprit от MacDermid ColorSpan), в составе Hewlett-Packard Designjet 5500/5500ps — стол с регулируемым подогревом.

Ряд производителей считает сушку неактуальной. В первую очередь, это Seiko I Infotech и Xerox Color-grafX X2-54, работающие с моментально высыхающими пигментными чернилами на масляной основе. Отличные характеристики «высыхаемости» и у аппаратов Epson.

Стабильный цвет

Вне зависимости от ориентации широкоформатного принтера, один из ключевых показателей качества — стабильная и точная цветопередача. Ответственность за неё возлагается на растровый процессор2 и систему внутренней калибровки плоттера. Всего лишь несколько устройств (Hewlett-Packard Designjet 5500/5500ps, принтеры MacDermid ColorSpan и Xerox ColorgrafX X2-54) оснащены аппаратными алгоритмами линеаризации, формируемыми на базе фотоэлементов и ПЗС-матриц. В принтерах MacDermid ColorSpan, благодаря растровому процессору ColorMark, реализованы функции построения цветовых профилей запечатываемого носителя.

Для обеспечения стабильного и точного цвета, как правило, нужны три вещи — кривая линеаризации (зависимость между искомыми и реальными процентами заполнения), предельно допустимые плотности печати (ink limits) по базовым цветам CMYK и цветовой ICC-профиль запечатываемого материала. Главное, что все эти компоненты должны быть увязаны между собой растровым процессором. Применение ICC-профиля, взятого с сайта в Интернете, при параметрах печати и линеаризационной кривой, отличающихся от тех, которые использовались при создании указанного профиля, может привести к непредсказуемым результатам.

Экономические аспекты

Покупатель широкоформатного принтера ставит перед собой «простую» задачу — обеспечить максимально быструю окупаемость с последующим получением прибыли. Достаточно точный прогноз может сделать каждый, базируясь на стоимости расходных материалов, ресурсе и цене печатных головок, среднем потреблении чернил и чистящей жидкости (для пьезоэлектрических аппаратов).

Безусловно, расход чернил — вещь относительная, зависящая от типа печатаемого сюжета, носителя и режима печати. Для простых бумаг и небольших процентов заполнения (не более 50%) он может суммарно составлять от 1,5 до 5 мл/м². В тяжёлых случаях, например, при плотной печати на рыхлой акварельной бумаге в режиме максимального качества, он, по словам Ерёмина, доходит до 30 мл/м². Следует отметить, что в наибольшей степени это относится к 8- и 12-цветным принтерам, при условии печати светлыми чернилами –Light или Photo (в принтерах Canon).

Виктор Кискин, технический специалист компании «Дар-Экспо», где также установлен HP Designjet 5500, говорит, что одно из основных требований к заказчикам — использование областей сплошных заливок с процентом заполнения не выше 250%. При этом суммарный расход чернил на 1 м² обычно не превышает 10-12 мл. Аналогичные цифры приводят специалисты российского представительства Vutek, предлагающие прогрессивную систему скидок на приобретение чернил.

Лепту в себестоимость отпечатков вносит регулярная чистка печатающих головок (как правило, пьезоэлектрических), выполняемая либо чернилами, либо специальной чистящей жидкостью. Самый простой способ избавиться от подобных «излишеств» — максимальное сокращение времени простоя аппарата.

Нельзя забывать о «накладных расходах» — покупке хорошего растрового процессора, двух рабочих станций (для печати и растрирования) и обеспечении комфортных условий для аппарата — надёжного заземления, вентиляции, отсутствии пыли, надлежащих температуры и влажности.

Удобная работа

Стандартные характеристики каждого принтера дополняет масса полезных «мелочей». Например, регулируемый подогрев чернил в картриджах, реализованный в «тяжёлых» машинах ScitexVision, Vutek и аппаратах Encad Inc., A Kodak Company. Что обеспечивает стабильное качество печати при различных температурах, способных оказать влияние на размер капель, выбрасываемых из сопел печатающей головки.

Опытному пользователю пригодится, в дополнение к стандартным режимам печати, задание конкретного числа проходов и типа печати (одно- или двунаправленный), реализованная в принтерах Encad Inc, A Kodak Company и аппарате MacDermid ColorSpan DisplayMaker X12. В плоттерах Mimaki, помимо этого, можно задавать уровень влажности, поддерживаемый в герметичных боксах парковки печатающих головок.

Способностью фигурной резки материала обладают модели CAMM-Jet Pro II CJ-540 и SolJet Pro II SC-540 EX от Roland, предоставляющих полный набор функций режущего плоттера.

Не менее полезно «запоминание» принтером фиксированного числа настроек на конкретный носитель (поправки для скорости протяжки бумаги, режима сушки, толщины бумаги, высоты размещения печатающей головки). Такой подход реализован, например, в принтерах Epson, Mimaki и Mutoh, в аппаратах MacDermid ColorSpan за данную услугу отвечает утилита MediaWizard.

Отличным подспорьем станет функция оперативной печати через Интернет. Например, утилита HP Job Submitter в Hewlett-Packard Designjet 5500/5500ps, позволяющая послать файл прямо на принтер, с любого сетевого адреса.

Удачное сочетание встроенных сервисных функций с базовыми характеристиками существенно облегчит общение с плоттером, позволив, помимо материальной выгоды, получать от работы и моральное удовлетворение. Что, согласитесь, всегда приятно.